С 1 сентября 2024 года в учреждении начата работа по реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования»
Научное сопровождение проекта:
Абрамчик Руслан Юрьевич, начальник главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета
Руководитель инновационного проекта в государственном учреждении образования «Жупранская средняя школа имени Ф.К. Богушевича»:
Афанасенко Марина Валерьевна, директор школы
Координатор инновационного проекта в государственном учреждении образования «Жупранская средняя школа имени Ф.К. Богушевича»:
Невядомская Александра Сергеевна, заместитель директора по учебной работе
Педагоги-инноваторы:
Кетрис Алёна Викторовна, учитель белорусского языка и литературы второй категории
Казак Виктория Владимировна, учитель истории второй категории
Новизна инновационного проекта заключается
- в создании в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям;
- разработке и внедрении модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник», в интегративном образовательно-профессиональном пространстве;
- разработке и внедрении программы поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), с учетом её структурных компонентов;
- разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»).
Цель:
формирование готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
Задачи инновационного проекта:
- Организовать взаимодействие в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве по развитию готовности управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), для его полной и устойчивой самореализации в профессии.
- Реализовать организационно-методические условия развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегративном образовательно-профессиональном пространстве.
- Разработать программу поэтапного формирования готовности к управленческой деятельности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), с учетом её структурных компонентов.
- Разработать критерии сформированности готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»).
- Разработать и апробировать научно-методическое обеспечение взаимодействия в системе «институт развития образования – районный учебно-методический кабинет – учреждение образования – педагог самореализационного портрета «Начальник» по развитию готовности педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.
- Оценить эффективность модели развития готовности к управленческой деятельности в учреждениях образования педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник»), в интегративном образовательно-профессиональном пространстве на основе выделенных критериев.
- Обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.
Структура внедряемой инновационной модели:
формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждениях образования состоит из следующих составных модулей:
- концептуально-целевого;
- организационно-содержательного;
- результативно-коррекционного.
Концептуально-целевой модуль описывает цели и условия внедрения модели, организационно-содержательный – направления и содержания деятельности по формированию готовности, результативно-коррекционный – критерии и показатели результативности.
Критерии результативности формирования готовности к управленческой деятельности:
- ценностно-смысловой: принятие и субъективация профессиональных ценностей и смыслов для самореализации в профессии через управленческую деятельность;
- психолого-регулятивный: потребность, установка цель, мотивы, обеспечивающие профессиональную самореализацию через управленческую деятельность; адекватная самооценка; уровень рефлексивной культуры;
- теоретико-методологический: знания (методологические, фактологические, инструментальные), позволяющие наиболее полно реализовать способности в управленческо-профессиональной деятельности; готовность к их пополнению и совершенствованию в течение всей профессиональной жизни;
- деятельностно-технологический: умения, позволяющие наиболее полно реализовать способности в специфическом виде деятельности в организации по обеспечению процесса руководства людьми для достижения целей и задач УО.
Список литературы:
- Дремина, И. А. Формирование культуры непрерывного образования педагога в системе повышения квалификации /И. А. Дремина// Образоват. технологии. – 2022 – № 1 – С. 71–76.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. Москва: Академия, 2007.– 239 с.
- Койнова, Ю. В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского обучения (на материале Германии) : автореф. дис…. канд. пед. наук / Ю. В. Койнова. – М., 1996. – 24
- Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев. Москва: Смысл, 2000.– 18 с.
- Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление / А. И. Мищенко. – М. : Прометей, 1993. – 157 с.
- Психология саморазвития человека в системе «Образование – профессия – общество»: подходы и результаты исследований: коллективная монография / под ред.М. М. Дудиной.– Екатеринбург, 2015.– 270 с.
- Сергейко, С. А. Готовность педагога к профессиональной самореализации: сущность и структура / С. А. Сергейко// Адукацыя і выхаванне. – 2022 – № 2 – С. 37–45.
- Сергейко, С. А. Интегрированное образовательно-профессиональное пространство для самореализации педагога / С. А. Сергейко // Народная асвета. – 2023. – №3. – С. 3–6.
- Сергейко, С. А. Типология самореализационных портретов педагога / С. А. Сергейко // Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты. сборник статей VI Международной научно-практической конференции 27 ноября 2020 года, г. Могилёв. В 3 частях. Ч. 1 / редкол. : М. М. Жудро [и др.] ; под общ. ред. Т. И. Когаческой. – Могилев : МГОИРО, 2020. – С. 9–12.
- Филинкова Е.Б. Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу/ Е.Б.Филинкова // Психологическая наука и образование, 2019. –Т .2. – C .72—81.
- Якимова, З. В. Профессиональная самоактуализация: структура и этапы формирования / З. В. Якимова // Инновации в образовании. – 2022 – № 2 – С. 85–98.
- Яцкевич, А. К. «Строим карьерную траекторию»: школа профессиональной самореализации педагога / А. К. Яцкевич// Нар. асвета. – 2022 – № 12. – С. 16–18.